ФИО: Меньшикова Елизавета Андреевна
Дата рождения: 20 декабря 1977
Место рождения: Ленинград
Место проживания: Санкт-Петербург
Степень мобильности: международная
Звания / награды:
Знак «За достижения в культуре» Министерства культуры РФ
Специальный диплом «За хореографию» Гран-при Михайловского театра
Медаль Даши Севастопольской
Я родилась в Ленинграде в семье инженеров. По маминому утверждению я начала танцевать ещё до рождения. Впервые оказавшись на балете в возрасте пяти лет, я моментально определилась с направлением, в котором собираюсь двигаться.
В детстве я благодаря родителям успевала посещать солидное количество разных занятий – плавание, прыжки в воду, художественную гимнастику, музыкальную школу, а уж танцевала я в каждом коллективе, до которого могла дойти или доехать.
В 1987 году я поступила в ЛАХУ им. А. Я. Вагановой. Во время учёбы я очень много участвовала в спектаклях Кировского театра, попутно примеряя мысленно на себя едва ли не каждую взрослую партию в спектакле. Если я не была занята в спектакле, значит, я сидела в зрительном зале и бесконечно впитывала сценические образы. В те времена на галёрке всегда было огромное число балетоманов, которые досконально знали каждый жест, каждое движение. Они обсуждали увиденное каждый вечер, иногда спорили, и эти впечатления давали мне пищу для простых и детских, но всё-таки размышлений.
Свои первые опыты в создании танцевальных рисунков я помню очень рано. И это были шахматы, шашки, пуговицы – словом, всё, что было под рукой и могло сойти за гостей на каком-нибудь балу. В этих попытках, вероятно, я перерабатывала впечатления от ярких народных танцев, бальных сцен в кино, опыта работы в ансамбле «Карусель» и поразивших меня записей историко-бытовых танцев.
Первую попытку поставить настоящий спектакль я предприняла в четвёртом классе Академии. А поскольку я параллельно заканчивала музыкальную школу, я решила ещё и музыку писать сама. Дети смелее взрослых. Девочки, которых я пригласила для участия в постановке, работали с удовольствием, но недолго – учёба и приближение экзаменов прервали наши наивные изыскания.
После учёбы в Академии я начала работу в Театра классического балета под руководством Виктора Королькова. В общей сложности я отработала в театре 20 лет с перерывом на рождение двух сыновей и учёбу на педагогическом факультете АРБ им. А. Я. Вагановой.
С 2014 я являюсь художественным руководителем Санкт-Петербургского Театра Балета им. П. И. Чайковского.
Профиль авторизован в июле 2025 года
Ссылки на соц. сети:
Место учебы: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой
Год поступления: 1985
Год выпуска: 1991 (не закончила)
Выпускавший педагог по классике: Н. С. Десницкая
Значимые достижения: очень много была занята в сценической практике, почти жила в театре; любимая партия – Герда в опере «История Кая и Герды».
Партии, исполненные за время обучения:
Принцесса-марионетка, уличная девочка, амурчик «Дон Кихот» Горский
Вальс, пажики «Спящая красавица» Сергеев
Оживлённый сад «Корсар» Петипа
Гномик, эфиопки «Золушка» Сергеев
Мазурка «Пахита» Петипа
Дети на ёлке «Щелкунчик» Вайнонен
Король мышей в кукольном театре «Щелкунчик» Бельский
Детский танец «Фадетта» Лавровский
Герда «История Кая и Герды»
Место работы: Театр Классического балета при Новгородской областной Филармонии (позже Театр Классического балета под руководством Виктора Королькова)
Дата поступления: 1992
Дата завершения работы: 2012 год
Статус в театре: ведущий мастер сцены
Педагоги: Л. Ю. Ивановская, В. С. Корольков
Прошла путь от миманса до ведущей солистки. Благодаря моментальной танцевальной памяти и огромному объёму выученных в детстве балетов сразу вошла в репертуар, легко перемещалась на любое место и в любую партию.
В 2007 году получила знак «За достижения в культуре» от Министерства культуры
Партии, исполненные за время работы:
Дриады, вальс, свита Феи Сирени; Фрейлины; Феи Щедрости, Смелости, Нежности; Феи Серебра, Золота, Сапфиров, Фея Бриллиантов; Фея Сирени / Спящая красавица / Петипа ред. Сергеева
Друзья принца, большие лебеди, испанский, венгерский, мазурка; Одетта-Одиллия / Лебединое озеро / Петипа-Иванов
Подруги Жизели, Батильда; двойка Виллис, Мирта / Жизель / Коралли-Перро
Гости, г-жа Штальбаум; двойка снежинок; испанский, соло восточного, русский танцы в дивертисменте / Щелкунчик / Вайнонен
«Романс» на муз. Г. Свиридова пост. В. Королькова
Русская на муз. П. Чайковского ред. В. Королькова
Хабанера из балета «Кармен-сюита» Бизе-Щедрин
«Странники в ночи» на муз. Ф. Синатры
«Болеро» муз. М. Равеля
Лебедь муз. К. Сен-Санса
Лиса, Фея, Пьеретта / «Пиноккио» / хор. Е. Меньшикова
Кармен / Кармен. История страсти / хор. Е. Меньшикова
Не представляю, как описывать огромную концертную жизнь. Например, я несколько лет обслуживала детские абонементы камерного зала Капеллы, который располагался в особняке Боссе. В каждом абонементе было 5 концертов, для каждого концерта я ставила номера либо брала отрывки из классических балетов. К концу первого сезона это были уже вполне выстроенные спектакли, аккуратно встроенные в антураж особняка. Ещё я много сотрудничала с Петербург-концертом. Чаще всего это были выездные концерты, в которых мы пересекались со звёздами эстрады.
Ещё было долгое сотрудничество с Детской филармонией. Это были многочисленные концерты для воспитанников детских садов в сопровождении музыковеда и музыкантов (одного или двух). Это была скорее миссия, чем концерты, потому что для артиста балета начать танцевать в 9 утра почти невозможно. У нас было до пяти концертов день, и я вообще бралась за любую возможность танцевать.
В общем, сцена – моя жизнь, мой воздух. Сейчас я проживаю каждую роль со своими артистами в темноте кулис, как в детстве протанцовывала все балеты подряд дома перед невидимыми зрителями.
Место учебы: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой
Год поступления: 2002
Год выпуска: 2008
Педагоги: Н. Н. Боярчиков, Г. Д. Алексидзе
Специальность: хореограф-постановщик, режиссёр балетного театра
Значимые достижения: специальный диплом «За хореографию» Гран-при Михайловского театра (2008)
Каждый год я выпускала множество номеров для школьных концертов. В общей сложности за годы учёбы их набралось более 50, а в целом более двухсот.
По окончании учёбы поставила спектакли «Кармен. История страсти» на музыку Ж.Бизе и «Пиноккио» на музыку Л. Делиба, Ж. Оффенбаха, П. Гертеля (2008-2009) для компании, которую не помню как звали. Завтра посмотрю бумаги.
Место работы: Санкт-Петербургский Театр Балета имени П. И. Чайковского
Дата поступления: 25.04.2014
Должность: художественный руководитель
Значимые достижения: создание балетного театр «с нуля». До этого петербургские частные театры образовывались на основе расформированных государственных коллективов.
Постановки, осуществлённые в театре:
«Ромео и Джульетта» на музыку П. И. Чайковского
«Времена года» на музыку Вивальди-Чайковского
«Пиноккио» на музыку П. И. Чайковского (Токио, Япония)
Также я была хореографом в опере «Ацис и Галатея» Г. Ф. Генделя (режиссёр Р. Пинтверис), премьера прошла в Москве.
Ещё я ставила мюзикл-оперу С. Плешака «Маленький принц» для детского театра «Вокруг рояля».
Место работы: Санкт-Петербургский Театр Балета имени П. И. Чайковского
Дата поступления: 25.04.2014
Должность: художественный руководитель
Место работы: «Фонд сохранения и поддержки культурного наследия и развития национальной и мировой культуры»
Дата поступления: 16.11.2022
Должность: президент (16.11.2022-16.02.2024), учредитель
В период моего президентства Фонд выдвинул инициативу проведения музыкального конкурса «ЕвразияВидение+», позже переименованного в «Интервидение»
Место работы: АНО «Симбиоз искусств»
Дата поступления: 24.06.2024
Должность: президент, учредитель